Крестовоздвиженский храм

Проповедь в неделю по Богоявлению

Утр. — Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Вчера вечером, на вечернем Богослужении, читалось Евангелие о том, как Иисус Христос, третий раз явился своим ученикам. Когда Христа распяли, похоронили, Он воскрес из мёртвых, начал являться своим ученикам, и одно из явлений было такое. Ученики ловили рыбу, ничего не словили, и вдруг видят, как кто-то на берегу ходит и говорит: «дети есть ли у вас что-то поесть?» Они отвечают: «ничего, мы всю ночь ловили и ничего не словили.» Он говорит: «ну хорошо забросьте сети еще раз». Они забросили сети и словили много рыбы, и тогда поняли, что это Христос. Тогда они приплыли к берегу и увидели, что для них уже готов обед — рыба и хлеб.

Самое интересное, что когда Иисус Христос после воскресения является ученикам, пишется, что Он дал им хлеб и благодаря этому ученики узнавали, что это Иисус Христос, потому что то, как он давал этот хлеб, и то, что он говорил, это была Литургия, это было их Евхаристией. Например, в Эммаусе, когда Пётр и Иоан шли с каким-то путником. Представьте, как вы идёте с человеком сутки, приходите домой и говорите ему, чего ты будешь на ночь глядя ходить тут по Херсону, заходи к нам в гости. Он заходит, вы садитесь поужинать, и вдруг он начинает служить Литургию, то есть он преломляет хлеб, и делает то, что делал Иисус Христос на тайной вечере.  И ученики понимают, что это Иисус Христос, и Иисус в этот момент исчезает.

Вот что-то подобное было и при ловле рыбы в 21й главе от Иоанна. Иисус явился, ученики словили много рыбы, они поняли, что это Иисус, потому что когда-то Иисус уже делал такое чудо с ловлей рыбы. И начинается самое интересное, то, что я хотел сегодня вам рассказать.

Начинается разговор с Петром, разговор о пути, о призвании каждого из нас, о пути каждого из нас к Богу. Иисус Христос спрашивает Петра: «Симон Ионин (Петр), любишь ли ты меня?» Петр отвечает: «да Господи я люблю тебя.» «Паси овец моих» – отвечает Иисус. Потом опять, «Симон Ионин (Петр), любишь ли ты меня?» «Да Господи» — отвечает Петр.   Иисус говорит: «паси овец моих.» Потом опять, в третий раз спрашивает: «Симон Ионин, любишь ли ты меня?» И написано так: «Оскорбел Пётр, что третий раз спросил, любишь ли ты меня?»

И вроде все понятно, а на самом деле ничего не понятно, по крайней мере мне, и я решил разобраться в этом вопросе несколько лет назад.

Мы берем Греческий вариант священного Писания, который передает нам смысл этих разговоров более подробно. И что мы читаем? Иисус Христос Петра спрашивает: «Симон Ионин ἀγάπη (агапе) меня?»  Пётр же отвечает: «Да, φιλία (филиа) Тебя.» Посмотрите, это уже кардинально другая глубина смысла!!!

Агапе – это значит ставить выше себя, ценить.  Это любовь которой Господь любит каждого из нас. Филиа – это любить на словах, относиться по-дружески.

И что получается? Иисус спрашивает у Петра: «Пётр, агапе меня?» Пётр говорит: «филиа Тебя.» «Пётр агапе меня?» «Филия тебя» — отвечает Петр. И третий раз Иисус Христос уточняет у Пётра: «Петр, филиа Меня?» Пётр в третий раз оскорбел, то есть он расстроился, потому что в третий раз Иисус уточнил ответ Петра, и Петр понял про себя много!

Иисус все время говорил «агапе», то есть имел в виду высокий уровень любви, а Пётр сводил их отношения к дружбе. Что Пётр понял про себя? Дальше разговор был такой: «когда состаришься, протянешь руки свои, их свяжут и тебя поведут туда куда ты не хочешь идти.» Они продолжают идти и между учениками был разговор, что один из них не умрёт, но будет жить до тех пор, как Иисус Христос придет. Ученики думали, что это Иоан Богослов. И они идут и разговаривают с Иисусом: Дорогой Иисус, а вот этот человек он что будет так долго жить? Иисус отвечает Петру очень конкретно: если я захочу, чтоб так было, так будет, но главное Ты иди, следуй за мной.

Как с этим связана история с тремя вопросами? Это непонятное предсказание о смерти Петра, почему именно в таком варианте? Почему Пётр должен быть связан и ведён на казнь против своей воли? И эти слова «ты иди за мной».

Потому что эта история покаяния! А в чем заключается покаяние (μετάνοια (метания) — перемена мышления, а значит и поступков)? Где мы видим исправление, и где мы видим то, что Пётр прощён?

Дело в том, что у каждого из нас есть своё призвание в этой жизни, и каждый из нас особенный, и у каждого из нас особенное призвание, в соответствии с теми индивидуальными, неповторимыми качествами, которые есть у каждого из нас. И психологический портрет Петра в Евангелии, такой: смелее других, опытнее других. Это видно на примере того, когда Пётр и Иоан, когда Иисус Христос воскрес, они идут к гробу. Иоан молодой пришел к гробу первый, но не зашел. Пётр пришел второй и сразу зашел, а потом за Петром зашел Иоанн, зачем это описывается? Иоан Богослов, молодой и быстрый, Пётр старый, медленный, но храбрый. Петр мужчина храбрый, смелый, более того в разговорах с Иисусом Пётр всегда первый отвечал, высказывал свои мысли, (все предадут я тебя не предам). Некоторые вещи может быть, он и не понимал до конца, но он всегда был впереди других учеников, всегда смелый, храбрый, то есть он не боялся говорить, не боялся идти. Но в какой-то момент он испугался, Когда Иисуса взяли на казнь, в какой-то момент, Пётр испугался. И смотрите, у него был путь, проверка его храбрости, потому что одно из его качеств, его неповторимости, это была в высшей степени храбрость, он должен был сказать: да я был с Иисусом, да это мой Учитель, и мы не знаем как бы дальше все произошло, взяли бы его на казнь, не взяли. Потому что Иуда не скрывал что является учеником Иисуса, но Иуду не схватили и не арестовали.

Иисус Христос спрашивает Петра – любишь ли ты Меня, этой жертвенной любовью агапэ, как Я тебя? А Пётр отвечает дважды – да я тебя филиа, люблю как друга. Третий раз Иисус уточняет: филиа Меня, как друга? Петр огорчился, потому что понял, чего от него ждал его учитель. «Ты знаешь про меня больше, чем я про себя, ты знаешь, что я люблю тебя только как друга.» И тогда Иисус в третий раз говорит: «паси овец моих. Когда состаришься тебя поведут туда, куда ты не хочешь идти». — Петр понял, что ему нужно вырасти в состояние агапэ по отношению к Иисусу.

У каждого из нас есть свой путь к Богу. Что обличил — показал, Иисус своему ученику, Петр всегда был храбрый, всегда был первый, но потом он понял, что его любовь, она не та любовь, которую ждет о него, его учитель, его Бог, понимаете? И вся храбрость Петра пропала перед настоящим вызовом!

Как это про нас? Как мы встречаем Христа? Как мы узнаем присутствие Бога в нашей жизни? Как мы узнаем, что в разговоре с другим человеком присутствует Христос? Когда вдруг другой человек начинает говорить какие-то вещи, о которых он не может знать, о которых мы не говорили ему, когда другой нам цитирует какие-то строки писания, и оказывается эти строки прямо про нас сегодня и для нас, и вот то, что нам нужно. Потому что именно так Господь приходит в нашу жизнь, и тогда мы можем сказать этому человеку: Христос посреди нас. Потому что Бог обличает с целью прояснить нам наше состояние, а не разрушить нас. Благодаря такому обличению мы можем исправиться.

Когда мы слышим слова, которые попадают прямо в наше сердце важно не стать предателем Бога. Будьте ближе к тем людям, которые попадают вам в сердце, от слов которых меняется ваша жизнь, потому что через таких людей с вами говорит Иисус Христос! Аминь.

прот. Александр Чорней
24 января 2021