Крестовоздвиженский храм

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Мы приближаемся к первой неделе Великого Поста, и Церковь предусмотрела материлы — тексты Священного Писания, для подготовки к Великому посту.

         Сегодня неделя, которая называется, «неделя о мытаре и фарисее». Поскольку вы уже много лет ходите в этот Храм и слышали не один раз эту Евангельскую историю, поэтому сегодня сначала я хочу обратить ваше внимание на притчу о неправедном судье, ее Иисус рассказывает перед притчей о мытаре и фарисее.

         Перед тем как Иисус Христос, рассказал притчу о мытаре и фарисее, он рассказал притчу о судье.

От Луки 18 глава:

          1Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Иисус продолжает — К некоторым которые уверены были о себе, что они праведные и уничижали других следующую притчу о мытаре Фарисее. 

         Когда мы читаем Евангелие, важно у себя в сознании держать целостность образа. Потому что, когда мы акцентируем внимание на каких-то конкретных местах, и не учитываем, что было до этого, что было после этого. Мы рискуем потерять важный смысл, который вкладывается в писание.

         Притча, о неправильном судье, как это про нас? Когда в жизни, мы встречаем человека, который Бога не боится, и людей не стыдится, как это бывает? Это может быть, начальник, руководитель. Может быть, это коллеги наши, которые ходят с нами на работу, сидят с нами за столом, может быть напротив нас. И, казалось бы, на первый взгляд, хорошие ребята да? Но как оказывается, что и в Бога не веря, и людей не стыдятся, и как-то по заповедям, мало стараются жить. Христос говорит, что была вдова, которая регулярно приходила к этому судье, и просила о помощи.  Судья наконец-то сам себе признался, «Бога не боюсь, людей не стыжусь, хоть мне вообще безразличны эти переживания, я помогу этой женщине». Почему используется образ вдовы? Кто такая вдова 2000 лет назад, она не только не имела права голоса, когда умирал муж, жизнь таких женщин была очень сложной, устроиться на работу было крайне сложно, не говоря уже о требовании справедливости. И она всё время докучала этому судье, и судья помог ей, мотивируясь каким чувством? Чтоб она от меня отстала!                           

Как это про нас? Бывает, что к нам так относятся, а бывает и мы к кому-то так относимся. Проще человеку дать то, что он хочет, и не объяснять ему смысл, мы думаем, что он вряд ли его поймет. История с судьей заканчивается словами: «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к нему днём и ночью?» Если отвечают на просьбы, люди, которые даже в Бога не верят, то как же Господь поступит с теми, которые к нему днём и ночью взывают? А дальше Христос рассказывает притчу, о мытаре и Фарисее. Интересно что, и в первой истории, и во второй, прослеживается тема молитвы, потому что в конце о неправедном судье Христос говорит о взывании и днём и ночью, о молитве, и в истории, о мытаре и Фарисее, тоже говорится о молитве.

         Давайте рассмотрим вторую притчу 18й главы,

10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. 13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

но перед этим проясним кто такие мытари, и кто такие Фарисеи.

         Для тех, кто не знает расскажу, для тех, кто знает напомню. Фарисеи — это люди очень образованные, в основном это Раввины, еврейские священники. Во времена Христа, Фарисеи это были носители знаний. Богатые платили за уроки раввинов, для своих детей, они приводили их в школу к этим Фарисеям, Равинам, при Храме, при Синагоге. Получивши образование, что происходит с человеком? Когда я знаю причинно следственную связь, когда я знаю когда нужно садить растение, как ухаживать чтоб оно дало плод.  Я уже чувствую себя знающим, как делать ремонт, как шпаклёвку размешивать, какие соотношения, как обои клеить. Когда я знаю, как изготовить какое-то изделие из дерева скажем, я чувствую себя кем? Специалистом! Мы чувствуем себя людьми, которые специалисты или может быть мы начинаем разбираться в каких-то сферах законов, юриспруденции, еще какой-то, мы специалисты. Фарисей считает себя конечно же умнее других, а значит праведнее, а значит лучше других. Потому что он знает, как нужно жить, он знает, как нужно работать, как нужно делать, он знает Духовные законы, и это правда, потому что он изучает Писание. Но при этом, есть один минус у Фарисеев, всегда был. Они настолько были, зациклена, что не понимали о том, что всё писание нужно для того, чтоб мы люди строили отношения с Богом и между собой.  То есть настолько для них это всё было формально, понимаете? Формально, то есть надо так стоять, надо так разворачиваться, и это главное. Если вы откроете в интернете Библию и введёте слово «Фарисеи», вам компьютер найдет все стихи, в которых Фарисеи что-то говорили, то вы обратите внимание, фразы приблизительно такие: «Изгоняет Бесов силой Бесовской», «Не может быть от Бога этот человек, потому что нарушает субботу», Моисей написал же, что нельзя ничего делать в субботу, значит всё, Иисус Христом не может быть. У Фарисеев одна из основных претензий была к Иисусу Христу: «А что это ваш учитель, ходит по гостям и с мытарями, и грешниками, за столом одним сидит?».

         То есть, все время есть что? Осуждение! Не видение смысла происходящего, какая-то претензия, ну знаете нездоровое что-то.

         Кто такие Мытари? Мытари, яркий представитель Мытарей, в Священном писании это Закхей, помните? Человек, который залез на дерево, для того, чтоб посмотреть на Иисуса Христа. Что такое Мытарь? Для Фарисея, для Еврея, Мытарь = грешник, почему? Во времена Христа, напомню Иисус Христос родился, вырос, и проповедовал на оккупированной территории, кем?  Римлянами. Так вот. Римская Империя оккупировала Палестину, и политика римских руководителей, в плане управления захваченными территориями была следующая. Они не присылали на некоторые должности своих руководителей из Рима, они выбирали кого-то местного, скажем руководителя среднего звена, который знает местные традиции и законы, они выбирали налоговых инспекторов из местных, и налоговый инспектор назывался Мытарем. Тот, кто собирает подать.  Конечно же соседи знают, как живут соседи, зачем нам присылать кого-то из Рима, пока он во всё это вникнет, возьмём кого-то местного, который знает, прихожан, соседей, всех, как кто живёт, и знает с кого можно какой налог забрать. Чтобы таких людей слушались, им давали солдат в подчинение, 100 солдат.  Ты чиновник, у тебя есть служба охраны, она же и исполнительный комитет, и ты уже чувствуешь себя спокойно.

         Как зарабатывали Мытари? Мытари должны были, в течении года определённое количество зерна, вина, масла, золота, серебра, и т.д., собрать и отправить в столицу Римской Империи, а всё что сверху они заберут, это была их зарплата.  В чем пикантность этих всех историй с Мытарями? Все Мытари, в основном это были Евреи. То есть это должность, которую все осуждали, но мало кто отказывался. И Мытари были Евреями, и Фарисеи были Евреями.

         За что ненавидели Мытарей? Не за зарплату! А потому, что они собирали подать оккупантам.  Ты же против народа своего идешь, ты же со своего народа оккупантам собираешь.  Какой острый пример приводит Иисус Христос в этой притче, то есть насколько вообще ситуация непростая? Иисус прямо провоцирует извилины людей своего времени думать, как в наше время Проповедники провоцируют людей разными историями необычными, читать писание, вникать в суть.

         «Господи, благодарю тебя, что я не такой как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот Мытарь», что делает Фарисей, вы слышите? Он самоутверждается за счет положения другого. Мы жертвуем, мы и ходим, и молимся, и Каноны читаем, и Акафисты читаем, мы даже лучше некоторых батюшек. 

         Фарисей действительно технически был праведником, плюс  за счёт других.  Это прелесть, гордыня. Это как мыльный пузырь, мыльный пузырь видели? Вот скоро весна будет, мыльные пузыри, они на солнце переливаются очень красиво, но они очень хрупкие, и внутри пустые, есть такие люди – мыльные пузыри. Налоговый инспектор, который собирает подати для оккупантов = грешник, а Иисус Христос с Мытарями еще и дружил.

         Мытарь стоял вдалеке не смел поднять глаза на небо, бил себя в грудь и говорил. Боже будь милостив ко мне грешнику.

         В чем отличия между этими двумя людьми?

         Один строит отношения с Богом, а другой самоутверждается за счёт другого, вот этот грех, самоутверждаться за счет другого. Такое бывает везде, в отношениях дружбы, в отношениях мужчины и женщины, в семье, в отношениях с коллегами, в общине, везде такое есть. Проблема эта, самоутверждение друг за счёт друга, это страшный грех, почему? Потому что мы используем другого человека, для того чтобы сжечь его в печи своей гордыни, понимаете? В своей агонии лицемерия и прелести.

         Что говорит Иисус Христос в конце этой притчи? Говорю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой, более нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Этот стих требует толкования так, чтобы мы его правильно понимали.

         Во-первых, Иисус Христос, говорит другими словами, Оправданы были оба, но один пошел в дом свой, более оправданный чем другой. То есть Господь принял Молитву одного и другого, и Фарисея, который самоутверждался, был техническим праведником, но праведником, и Мытаря, который строил отношения с Богом.  Мытарь, который со Мной строил отношения, он ушел более оправданный. Понимаете?

         Во-вторых, Христос говорит. Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий возвысится. Смысл Этой фразы такой. Если человек склонен к страданиям, знаете есть люди, которые любят страдать. Это когда развита мазохистская часть нашей души, как говорят о любителях страдать психологи. Их психика, их сознание, питается страданием, что это значит? Всё плохо, государство плохое, мы выживаем всё плохо. Это солнце всё время греет так жарко, а крем дорогой от солнца, всё плохо.  Потому что человек любит страдать, внимание, такой человек будет счастливый только тогда, когда ему будут причинять какой-то вред. Поэтому, если у вас есть такая склонность, вы можете неправильно понять эту фразу.

Как правильно?

         Христос говорит, унижающий себя возвысится — видящий перспективу развития, то есть в чем, Мытарь был духовно выше Фарисея, он при всем своем осознании, он понимал, что ему есть куда ещё двигаться. Когда мы осознаем свои грехи и зацикливаемся на них, и используем их для того, чтобы усилить своё чувство страдания, что неправильно. Мытарь понимал на какой работе он работает, знал как к нему относились люди, к его профессии, он понимал, что собирает налоги для оккупантов, но при этом, наверное, он как-то старался, всё-таки находясь на том месте куда по промыслу Божьему, он попал. Я думаю, он всё-таки пытался несмотря на то, что собирал налоги для оккупантов, он пытался служить своим согражданам. Вопрос. Как Мытарь мог бы, на той позиции которой он был, служить своим согражданам, своим братьям и сёстрам? Как минимум, не брать себе больше, чем положено, и это уже было бы очень хорошо. Зарплату нужно брать, но не больше, чем положено, то есть не обворовывать других, видя, на что человек способен, не брать у него больше, чем он может дать, понимаете?

         Как вы думаете, создал Бог мир с противоречиями или без противоречий?

         Мой ответ такой. Однозначно Господь создал противоречивый мир. Например, мужчину и женщину, разные точки зрения, разные тела, разные взгляды, разные устройства организма.  Зачем Господь создал мир противоречий? С одной стороны, кажется, что это нелогично, но логика заключается в следующем. Противоречия они идут параллельно друг другу создавая Божественную реальность, в которой мы живём. Противоречия идут рядом, куда? Создавая ту Божественную реальность, в которой мы живём, огонь, вода, земля, воздух, разные стихии. При этом всём, это всё существует параллельно и всё ведет к Богу. И поэтому вместо того, чтобы самоутверждаться друг за счет друга я призываю сегодня в неделю о Мытаре и Фарисее, каждого из вас строить свои отношения с Богом напрямую не унижая достоинство ближнего. И когда вы начнете выстраивать свои отношения с Богом, вы оглянетесь вокруг себя и окажется, а есть такая формула «подобное ищет подобное», и окажется что вокруг вас уже есть община, люди, которые тоже строят отношения с Богом.  И тогда вы сможете проходить этот путь вместе, будучи каждый неповторим, но при этом объединены одним направлением к Богу. Аминь.

прот. Александр Чорней
21 февраля 2021