Крестовоздвиженский храм

Проповедь в неделю о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа
Неделя о блудном сыне. Эту притчу очень здорово читать с родителями, которые приводят своих детей к священнику и говорят: «Батюшка, поговорите с моим ребёнком, у моего ребёнка проблемы».
Все мудрые батюшки отвечают так: «У ребёнка так резко не могут появиться проблемы, проблемы у вас, у родителей». «Почему?» — спрашивают родители. И мудрые батюшки отвечают: «Потому что всё начинается с корешков».

Мой вопрос к вам, пришедшим сегодня в храм, как обычно: как это про нас? Когда мы заставляем детей заниматься спортом, сами при этом им не занимаемся, заставляем их петь, сами при этом не поём, заставляем их молится перед сном, при этом дети никогда не видят, как мы молимся перед сном, как это про нас?

Притча о Блудном Сыне, это притча, которую Иисус Христос рассказывает своим ученикам, рассказывая, во-первых, про отношения человека с Богом и Бога к человеку, во-вторых, это история, из которой мы можем научится, как относится к своим детям на примере Божественных отношений к Своим детям — нам.

Начнем с того, что говорит в притче младший сын папе: «папа дай мне, следующую мне часть имения», другими словами: «дай мне моё». И отец разделил им имение. Иисус Христос рассказывая эту историю в своё время 2000 лет назад, привел крайне радикальный пример. Требовать наследство у живого отца — это оскорбление. Обычно, наследство делится после смерти родителей. За такое оскорбление, во времена Христа, отец мог убить сына, настолько это звучало вопиюще оскорбительно. Как видите, Христос приводит всегда радикальные примеры, которые не все готовы слушать и слышать.
Как это про нас родителей, когда сын или дочь приходит к нам и говорит: я хочу в Херсон, или я хочу в Одессу, я хочу в Киев, я хочу заниматься вот этими делами… Родители часто очень находчивы в том чтобы убить мечту своих детей. Например говорят, «Какая хорошая идея, давай поговорим об этом позже» — вдруг ребенок передумает. Но мотивируясь при этом внутренним «нет», можно сразу сказать «нет». Когда дети хотят чем-то заниматься, из какого состояния вы, родители, отвечаете, комментируя желание и мечты своих детей? Обычные родители, я как священник имею статистику таких ответов, мотивируются СВОИМИ страхами которые проецируют на окружающих, в том числе и своих детей. Родители проецируют на своих детей свои страхи. Из этих страхов появляются разные гаджеты, например часы которые следят за нашими детьми и можно даже подслушать что слышит ребенок, из этих страхов контроль: где ты, сколько ты, когда ты, куда ты
В корне неправильно, мотивироваться страхами, нужно мотивироваться желанием раскрыть тот потенциал, тот дар, который есть у каждого ребёнка — вот это правильная мотивация.

«По пришествию немногих дней, младший сын собрал всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно». Я очень люблю задавать вопрос на разных мероприятиях, встречах, лекциях, что вам приходит в голову, когда вы слышите эту фразу из притчи, живя распутно, это как по вашему? Мы слышали, как сегодня Апостол Павел говорил о блудниках. Как вы думаете, человек, который живет блудно, и человек, который живет распутно, отличаются друг от друга? В чём между ними разница? Между ними есть вообще разница? В словаре нашего сознания, мы разделяем эти два слова или нет, у них одно определение или два разных? В основном мы не разделяют эти термины.

Так же бывает и с другими местами в Писании, пример в Книге Бытия, когда Господь сказал: «плодитесь, и размножайтесь», для многих людей это одно и тоже. На самом деле, плодитесь это приносите плод в этот мир, будьте полезны, плодородны, а размножайтесь это умножиться. А еще детальней разобрав эти термины выяснится — размножайтесь, это значит, один ребёнок за меня, один ребёнок за жену, а третий ребёнок уже идет в умножение, трое детей в семье это то к чему нужно стремиться, когда научился быть плодотворным.

Блудники и распутники, в чём между ними разница? Дело в том, что, живя распутно младший сын искал себя, почему? Потому что он был на распутье, он не делал, то, что может быть многие думают, когда читают эти слова. Живя распутно, находиться на распутье, это когда я ищу себя, и что в этом плохого? В этом нет ничего плохого, есть только одна ошибка, которую совершил младший сын, он ушел в дальнюю сторону. То есть, дальняя сторона — это где? Дальняя сторона — это там, где нет связи с отцом. Что значит нет связи с отцом? Никто не может повлиять на мои выборы.

И теперь у меня вопрос к нам родителям: «Являемся ли мы авторитетом для своих детей?». И «нормально ли, когда наши дети нас родителей обесценивают?» Мой ответ — абсолютно нормально, когда дети обесценивают в каких-то вопросах родителей. Почему? Потому что есть такое понятие как, созависимые отношения, проявляются эти больные отношения по разному. Например: родители, которые не нашли себя или не прожили СВОЮ жизнь так как они хотели, устраивают террор и насилие своим детям, заставляя их жить так, как они — родители не прожили СВОЮ жизнь.
Чтобы такого не было, абсолютно нормально, когда дети отрываются от нас родителей, нормально когда ребёнок отрывается от матери перерезыванием чего? Пуповины! Когда ребёнок уходит, учиться в том городе, и в той стране там, где он хочет, это абсолютно нормально, живёт в том городе, где он хочет, делает то, что он хочет, абсолютно нормально, в чём же проблема? Почему мы хорошие родители не можем найти общий язык со своими детьми? Какую мудрость мы должны проявить, чтобы отношения с детьми не превратились в отторжение нас, родителей, какую мудрость мы должны проявить? Очень просто, мотивируясь не страхами, а мотивируясь желанием раскрыть в нашем ребёнке то особенное, что нет ни у кого другого. Если из этого состояния мы будем относится к нашим детям, тогда всё будет здраво.

Идём дальше.
«Пошел пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои, пасти свиней, и он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». Смысл этих стихов в следующем: молодой человек готов был разделить трапезу со свиньями, но свиньи не давали ему то, что ему нужно было. А что ему нужно было? «Настал великий голод в той стране». И обычно, когда мы слышим слово голод, это тоже самое что происходит и со словами «распутная жизнь». Когда мы говорим слово голод, когда мы говорим слово еда и пища, о чём мы думаем? В основном мы думаем о том, что мы можем откусить, прожевать, и проглотить. Но есть понятие «пища духовная». Почему мы приходим в этот Храм? Потому что у нас есть голод, потому что мы можем получить здесь духовную пищу, то что мы не получаем в другом месте. И это не значит, что другое место хуже этого, нет. Я здесь, так как здесь слова проповеди попадают мне прямо в сердце, поэтому я прихожу сюда.
Я говорю о голоде в дружбе, о голоде в общении, о голоде отношений, о голоде прощения, принятия. У меня есть желание чтобы я был принят, я думаю, как у каждого из нас, у меня есть желание чтобы на меня смотрели, не копаясь в моих грехах, а смотрели, откапывая в моих грехах что-то, что Господь дал мне, помогая это раскрывать. Мне бы этого хотелось, я думаю, как и каждому из вас. Вот такой голод наступил в той стране, то есть никто не давал ему чего? Отношений, любви, заботы, нежности, дружбы, общения. Не было в конце концов там храма, не нашел он свою синагогу там. ))

Идём дальше.
«Пришел в себя и сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я встану пойду к отцу моему и скажу, отец я согрешил против неба и перед тобой, и уже не достоин назваться сыном твоим, прими меня в число наёмников твоих. Встал пошел к отцу своему». Первое впечатление создается что младший сын покаялся, он понял. Но на самом деле вдумайтесь в его слова, насколько они безумны: «не достоин называться сыном твоим, прими меня в число наёмников твоих». Другими словами: Я твой сын, приду и буду твоим служкой. То есть я отрекаюсь от того, что я твой сын — на самом деле говорил молодой человек. Это безумие. А еще представьте, есть такие родители которые рады такому! То есть, с одной стороны, кажется, что это покаяние, но это безумие. Как это про нас?
Такая есть история, анекдот, когда бабушка приходит, и говорит. Батюшка, а вы знаете, чем мои соседи занимаются, а вы знаете, чем моя невестка занимается, а знаете, что там сваты делают? И Батюшка говорит, ну подождите, это вы исповедуете их, а что вы можете сказать про себя? Я раба Божья молюсь за них грешных. Другими словами, я отрекаюсь от того, что я твой сын и готов быть пономарём. Нет! Я — отец, я не согласен чтобы ты был моим пономарём, я хочу, чтоб ты был моим сыном. Как это про нас? Когда мы вместо того, чтобы не отворачиваться от своих страхов, вместо того чтобы конфликтные ситуации разрешать, мы идём в крайности, рубим с плеча: «я всё прощаю», или «я во всём каюсь» — обобщение! Всё из крайности в крайность, был сын, стану пономарём. Нет!
И ещё важный вопрос, кто решает, ты мой сын или не мой сын? Кто решает? Родители решают? На самом деле даже родители этого не решают, почему? Да потому что он родился от соития мужского и женского, чтобы я не делал, чтобы не говорил, это мой сын. Плоть от плоти моей.
Что говорит Писание? Два будут в плоть единую, что это значит? Когда мужчина и женщина любят друг друга, становятся одной семьей, у них рождается ребенок, и этот ребенок, это и есть тело единое, который идёт от мужского и женского начала, и появляется в этот мир. То есть мужчина и женщина соединяется в своем потомстве. Как интересно правда? Так кто решает, сын мой сын мне или нет? Да даже я это не решаю когда он родился, он уже есть, и что бы я ни говорил, это мой сын на вечность, для вечности!

Воспринимаем ли мы родители, наши отношения с детьми из этой глубины, из этого осознания Священного Писания? Важный вопрос, и я хочу чтобы вы его запомнили, сегодня в неделю о блудном сыне: Что должен сделать мой ребенок чтобы я от него отрекся? Что должен сделать мой сын чтобы я от него отказался? Лично для меня ответ однозначный, что бы мой мой сын ни делал, как бы он ни жил, и я боюсь сейчас этих слов, потому что Господь же может проверить меня — ты такой духовный, сейчас мы проверим — я не могу себе даже такого поступка придумать, мой сын — это мой сын навеки.

Идём дальше.
«Сын сказал ему: «Отче я согрешил против неба, и перед тобой, и уже не достоен называться сыном твоим», а отец сказал рабам своим», посмотрите как отец перебивает своего сына, вы же помните, что сын заготовил целую речь, думая, что это очень умная речь, на самом деле из крайности в крайность. Он говорит, я согрешил против неба и перед тобой, и уже не достоин называться сыном твоим. То есть, отец понял, что сын, так ничего и не понял. Отец слуг зовёт и говорит: Дайте ему одежду, дайте ему перстень, давайте откормленного телёнка, будем есть и веселится. Насколько это по мужски, делать как отец из притчи? У меня это всегда вызывает улыбку, потому что, я мужчина, не могу сказать женщине, давай веди себя по-женски и начать объяснять еще, как, это по женски. Очень было бы странно, да? Когда мужчина объясняет, что такое быть женщиной, или когда женщина объясняет, что такое, по-мужски, это как? Почему это странно? Потому что, я могу как мужчина сказать то, что я жду от своей женщины, то, что я хотел бы от неё получить, а моя женщина должна сказать, что она бы хотела, что она ждет. Но ни в коем случае, это не здраво, когда женщина говорит: быть мужчиной это значит … , или мужчина говорит: быть женщиной это значит … , нет. Я жду от неё этого, она ждет от меня этого, вот это более правильная форма.

Что сегодня говорит обычный отец? Как должен был поступить отец, который отдал наследство младшему сыну, сын потерпел неудачу, показал свою некомпетентность в финансовой сфере, показал свою некомпетентность в реализации своего призвания, не нашел себя, вернулся домой свинопас, бомж по сути дела.
Смотрите что происходит в притче, новую одежду, чистую одежду, лучшую одежду, перстень, и будем веселится. Это разве по-мужски было? Оказывается это как раз таки и есть по-мужски. Почему отец так относится к своему сыну? Задумайтесь только, отец не хочет, чтобы его сын, жил в его доме с угрызением совести, а теперь вопрос, а как же мы поступаем к своим детям? «Я же говорил, что ты неудачник (ца)»; » я же говорил, что ничего не получится», «я же говорил…» И теперь вопрос, а как же Господь к нам относится? Есть над чем подумать, я думаю, всем родителям.

Отец даёт один элемент одежды, аксессуар, на который стоит обратить внимание, он даёт перстень своему сыну. Что такое перстень? Напомню, сын показал свою абсолютную некомпетентность, а отец, не даёт ему отречься, он не даёт ему стать слугой в своём доме, он даёт ему перстень. Что такое перстень 2000 лет назад? Это золотая карта банковского семейного счета. То есть перстень — это фамильная печать, с который, сын становился полноправным хозяином, потому что он сын хозяина. Посмотрите, как отец относится к своему сыну, он не устраивает ему разборки — «так, давай через полгодика посмотрим, ты понял, что ты неудачник или ты не понял, что ты неудачник? Давай подождём еще месяц, чтоб ты прямо пострадал.» Вопрос: делаем ли это мы по отношению к своим детям? Есть над чем подумать…

Начинается вечеринка, приходит старший брат, он всегда рядом с папой, в обычный четверг, возвращается домой, а дома дискотека, что-то происходит очень странное. Он зовёт раба и спрашивает, что происходит? А работник говорит: «твой брат вернулся и отец очень обрадовался о том, что, он вернулся живым». Написано, старший брат рассердился и не хотел войти, а отец вышел и звал его. Напомню это история о том, как будет проходить страшный суд. Отец вышел из праздника, и зовёт старшего сына, который всегда с папой, рассердился и не захотел войти, почему? Он же лучше, чем младший брат, он сказал, вот я старший брат, помните? Вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне козлёнка. На что стоит обратить внимание? Он сын, и говорит, вот я столько лет СЛУЖУ тебе. Вот я твой сын, но я столько лет твой СЛУГА, и ты никогда не дал мне … , понимаете? Один сын захотел отречься от сыновства, и стать рабом, а другой будучи сыном, будучи с отцом всегда, живёт как раб, представьте, ужас просто.
Потом старший брат отвечает, когда этот сын твой, он даже братом его не называет, он говорит, когда этот сын твой, который не такой хороший как я, расточил имение своё, живя с блудницами, помните? Откуда ты знаешь? Распутно и блудно. Блудно это про заблуждение, и заблуждение, может быть, в разных сферах, а распутно, это находится на распутье. И теперь вопрос. Откуда старший брат, так уверенно осуждает младшего? Я знаю откуда. Из своего сердца. Почему? Потому что у младшего брата хватило смелости подойти к отцу, и сказать то, что старший брат не осмелился. Потому что старший брат был в шоке, когда отец дал младшему то, что он попросил. Внимание, опираясь на что, я осуждаю другого человека? Опираясь на что в своём сердце, мы осуждаем других? Мой ответ: два варианта, первый если я хочу, но мне стыдно, то есть, я хочу как другой, но мне стыдно в этом признаться себе и окружающим — это зависть и трусость, и поэтому меня другой раздражает. Второй вариант когда у меня есть опыт, и я вижу, что другой обманывает. Почему? Потому что я тоже умею обманывать, и я вижу, что другой тоже обманывает. «От избытка сердца говорят уста» а по себе говорят не судят! Всё из нашего сердца.

Идем дальше.
Отец говорит своему старшему сыну. Сын мой, ты всегда со мной. Всё моё — твоё. Что значит фраза отца, всё моё — твоё? Где мы видим подтверждение, что отец живёт действительно так, как говорит? Когда младший сын подошел к нему, и сказал, дай мне моё. Отец говорит — на. То есть, отец действительно живёт с осознанным чувством, всё принадлежащее мне, это всё принадлежит и детям. Вопрос. Живём ли мы такой жизнью? «О том нужно было тебе радоваться что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И притча на этом закончилась.

Аминь.

прот. Александр Чорней
28 февраля 2021