Крестовоздвиженский храм

Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Я хотел бы сегодня прокомментировать текст Евангелия, который мы слышали о Самарянке. Перед этим обратить ваше внимание на одно слово из апостольского чтения, которое читалось перед Евангелием. Деяние апостолов 11 глава 23 стих: Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Слушая комментарии, сконцентрируйте свой ум на слове – искренность. Искренность — это то, чего нам всем не хватает каждый день, чтобы полноценно проживать нашу жизнь.

Сегодня мы слышали Евангельское чтение как Христос возле самарянского города встретился с женщиной-самарянкой и попросил у неё пить. Всем стоит помнить, колодец в священном писании — это непростое место. Это сегодня для нас нет ничего сложного открыть кран, набрать в чайник воды, закипятить её и выпить чаю. Но было время, когда такой роскоши не было у людей. Колодец был местом, где можно было не просто набрать воды, а еще и местом встречи. Если вы почитаете внимательно Ветхий Завет о праотцах: Моисее, Иакове и т.д. Вы увидите, что все эти Ветхозаветные Пророки шли к колодцу и там находили себе спутниц жизни.

В контексте того, что происходит, женщина удивляется, что Христос к ней обратился. Во-первых, потому что он еврей, она самарянка. Они не общаются, вражда. Во-вторых, какой смысл обращаться к женщине, с которой ты дальше не планируешь строить отношения. Настолько серьёзный был конфликт Иудеев и Самарян, что это задевало честь. Она удивляется с какой целью еврей обращается к самарянке. Возможно она себе представила одну какую-то историю, а Иисус ей говорит: дай Мне пить. Она начинает с ним спорить.  Представьте, вы встречаете человека первый раз, а он вам говорит какие-то вещи очень резкие. Как это? Ты путник, у тебя нет кружки с собой, ты просишь у кого-то попить, а человек удивляется и спрашивает, чего у меня просишь. А вы ему еще и отвечаете, если бы ты знал кто я. Понимаете? Мало того, что человек просит тебя попить, он еще себе звёздочку вешает. Удивительный разговор. Женщина говорит: неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его. Она начинает сравнивать мужчину с мужчиной: Иисуса с Иаковом. Иисус говорит: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек.

О чем же разговор? Разговор о статусе, он напряженный и непростой. Она грубит, Он дерзит. К чему это все может привести? Иисус предлагает воду, от которой она не будет никогда хотеть пить. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Как это про нас? Когда мы просим у Бога помощи или возникает встреча с Богом, которая может решить наши мелкие вопросы. Человек занижает присутствие Бога в своей жизни и сводит все к каким-то обычным делам. Возникает вопрос: неужели Богу неважно какие у нас есть вопросы по жизни? Например, оплата коммунальных, решение вопроса кредита, конфликт с соседями и т.д. На самом деле они важны. Но это то, что мы выводим в позицию очень важного. Господь же говорит: да это всё понятно, но есть другой уровень, поднимайся выше.

Опасность для каждого из нас, что в разговоре с Богом мы можем остановится на уровне решения наших обычных вопросов. То есть человек может сказать: мне достаточно. Например, мне надо только оплатить вот эту квитанцию, больше мне ничего не надо. Если вы так молитесь — долго будете молится. Если вы начинаете немножко подниматься, то допустим скажите следующее. Господи, мне не хватает времени почитать Евангелие, у меня голова забита мыслями как погасить этот долг. Тогда наша молитва становится такой: Господи, освободи мой мозг от этой суеты, чтобы я мог больше времени уделить тебе. И вы посмотрите, что быстрее решите свои вопросы.

Иисус Христос понимает, что самарянка вообще не понимает о чём идёт речь. Женщина еще говорит про воду, а Иисус Христос же ей истину открывает. Иисус понимает это и дает ей шанс. Он говорит: хорошо, пойди позови своего мужа. Женщина отвечает: у меня нет мужа. Текст не совсем передает смысл разговора, т.к. кратко записано то, о чем они говорили. Но в ходе этого разговора женщина понимает, что этот мужчина знает о ней всё.

И теперь вспоминаем слово, с которого началась сегодняшняя проповедь, искренность. Что делает женщина? Она может развернуться и уйти или она может испугаться. Это страшно, когда ты встречаешь человека, который про тебя всё знает. Получается ты беззащитный. Но она выбирает быть искренней. Эта женщина говорит: да, ты правду про меня говоришь. Это пример для нас, насколько нам важно быть искренними. Без искренности невозможно никаких изменений.

На каком-то этапе решения наших проблем мы можем говорить: Господи, я честно говорю, меня ничего не интересует, кроме вот этой моей проблемы. Это будет неплохо, это будет про правду. Но не получая ответ, мы начнем думать, что же не так? И окажется нам просто нужно подняться выше этой проблемы. Для того, чтоб решить задачу, надо подняться над ней. На уровне задачи, задачу решить невозможно. Как вы детям говорите? Будь выше.

Когда женщина услышала, что Иисус Христос про неё все знает, то начала говорить с ним на Богословскую тему. Сейчас объясню на примере. Однажды я думал. Люди все разные, но есть же что-то, что нас объединяет, да? Говорил проповедь как-то и для меня явилось большое откровение. Люди разные, а грехи у всех одинаковые. И меня это обрадовало. Тогда другой может меня понять, и я могу понять другого. Не осуждать, а подняться выше и пригласить другого подняться выше. Когда мы наконец-то начинаем задумываться над тем, что мы слышим своими ушами, то мы вдруг понимаем, что это тот самый человек, с которым мы можем поговорить о важных вещах.

Эта женщина начинает говорить о важных духовных вещах с Иисусом Христом. Она говорит: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Они говорили про воду, а теперь уже говорят о поклонении Богу, поднялись выше. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Это уже совсем другой разговор. Это уже разговор не про проблемы, а об отношениях с Богом.

Еще один важный вопрос. Бог ищет себе поклонников, которые поклоняются ему и в духе, и в истине. Истина в этом разговоре, открывается через слова, которые они друг-другу говорят. Иисус Христос говорит с этой женщиной. Святой Дух может прийти в нашу жизнь, когда мы искренне его возжелаем. Когда мы искренне начнем искать Бога. Есть нюанс. Этот год я посвятил теме изучения Святого Духа. Смотрите, мы говорим о том, что Дух Святой присутствует в нас, когда мы принимаем крещение. Сегодня в апостольском чтении вы слышали, что апостол Павел пришел в один из городов, и увидел, что на них дух. Как он это увидел, понял и почувствовал? Иисус говорит, что отец ищет себе поклонников в духе и истине.

Задайте себе вопросы. Какие люди меня окружают? Какие люди мне интересны? Кого я уважаю, к кому тянусь? Кто меня уважает, кто ко мне тянется? В каком состоянии эти люди, на сколько они искренны, ищут ли они истину? Разбирая эти вопросы, мы можем понять, чего ждет от нас Бог.

Завершая проповедь о самарянке, хочу, чтоб мы продолжали молится с осознанием следующих слов: Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Напомню вам одну из проповедей, которая была ранее. Мы стоим в храме и отвлекаемся от молитвы. Нам кажется, что мы отвлекаемся от молитвы и вспоминаем какие-то вещи, которые неуместны. Вспоминая то, что нас беспокоит, у нас есть шанс проявить искренность и сказать: Господи, стоя здесь в храме я вспомнил эту ситуацию, помоги мне в этой ситуации, она отвлекает меня от тебя. Возможно это та ситуация, в которой должно проявится твоё присутствие. Стоя в храме, вспоминая о своих заботах, я прошу тебя, чтобы в них проявилась твоя слава. Я прошу тебя Господи, чтобы в моих вопросах проявилось твоё присутствие. Так мы рискуем пригласить Бога в свою жизнь. И это тот риск, к которому мы должны все стремится.

Если мы обыденно проживаем свою жизнь, то не получаем удовольствия от присутствия Бога, от молитвы. Скорее всего это возникает по причине, что мы отделяем духовные переживания от той реальности, в которой мы проживаем. Только проживая реальность совместно с духовностью, мы можем стать полноценными, целостными, осознанными людьми, осознанными христианами.

В завершении проповеди я приглашаю вас подумать: что такое поклонятся Богу в духе и истине. Это не значит быть отрешённым от мира. Это значит проживая в этом мире проживать его так, чтобы Господь стал частью нашей жизни. Он хочет этого. Он хочет быть частью нашей жизни. Он хочет быть частью тех ситуаций, которые мы проживаем. Ответ можете найти в истории с манной, которая падала с неба. Евреи, утром просыпаясь, выставляли корзинки, чтобы собрать манну, которая падала с неба. Её нельзя было хранить, она портилась. 40 лет Господь учил евреев зависеть от него, каждый день. Нельзя было этой манны взять, положить к себе в карман, а завтра достать. Нет, оно все портилось. Господь хочет, чтобы мы были зависимы от него каждый день. Зависимость, в здоровом проявлении, называется любовь. Независимых людей не бывает, нужен правильный источник зависимости. Сейчас, чтобы понять, что значит поклонятся Богу в духе и истине постарайтесь в мысли и вопросы, которые в вас возникают во время службы, по пути домой, пригласить Бога. И скажите: Господи, я хочу зависеть от тебя каждый день. Господи, я хочу быть зависим от тебя, потому что независимым быть невозможно.

Не бывает независимых людей. Надо быть зависимыми людьми от правильного источника. К чему я вас и приглашаю.

Аминь.  

прот. Александр Чорней
30 мая 2021