Крестовоздвиженский храм

Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленом

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Мы сегодня с вами слушали не простое Евангелие, в нем много смысла. Оно о том, как Иисус Христос исцелил человека, который 38 лет болел (Ин 5).

Хочу обратить ваше внимание, что человек 38 лет болел какой-то болезнью. Было бы здорово, чтобы вы вспомнили чем вы болеете, как долго, хотите ли исцелится?

И представьте человек лежал в месте, в котором по Священному Писанию Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду (вода бурлила). И кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Иисус Христос, увидел этого человека, лежащего в стороне, подошел к нему и задал вопрос: хочешь ли быть здоров? Казалось-бы это странный вопрос, зачем его задавать? Но нет, вопрос очень важный. Вспомните тот день, когда вы махнули рукой и перестали бороться за что-то. Вспомните тот день, когда вы махнули рукой и перестали добиваться каких-то целей, которые для вас важны. Человек, который долго находится в ситуации, когда не разрешается его вопрос, может устать, подумать и отложить, бросить и смалодушничать.

Зачем Господь спрашивает? Чтобы проверить желание человека. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Смотрите, больной человек говорит: я хочу быть здоровым, но никто мне не помогает.

Подумайте, как это про нас. Мы знаем, что речь идёт об Иисусе, но человек возле купели не знает кто к нему подошел. Наверное, было бы логичнее попросить помощи у человека, который с тобой заговорил. Ну представьте, 38 лет ты болеешь и лежишь возле этих вод, которые то бурлят, то не бурлят, и никто не обращает на тебя внимание. Кажется, что он сразу вцепится в него и скажет: помоги, помоги. А человек устал просить помощи и, наверное, перестал верить. Это тот момент, когда пограничная вера у нас. Мы как бы верим, но помоги.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. То есть он, наверное, не мог ходить, скорее всего проблемы были у него с ногами.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Праздник большой каждую субботу у евреев, у христиан это воскресный день.

Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Чего евреи могли пристать к человеку, который несет матрас? Потому что он тоже еврей, они бы не приставали к кому-то другому. Поэтому они и начали говорить ему: сегодня суббота, не по-нашему это. Мы бы сказали — не по-христиански.

Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Это очень важные слова.

Сегодня об этом моя проповедь. Когда в вашей жизни появляется кто-то, чьим рекомендациям мы начинаем следовать и решаются вопросы, тогда находится кто-то, кто начинает у вас вызывать чувства сомнения и говорить, что так не верно. Человек говорит: мне помогло, он меня исцелил. Поэтому о каком нарушении субботы или праздника может идти речь, если есть человек, который помог разрешить мне вопрос. И знаете, про что это? Это тема следования, авторитета, учительства.

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Евреи спрашивают, но этот человек не знал его имени.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Это очень важно, эта история про нас. Ты кому-то помог и потом происходит встреча. Почему Иисус Христос не сказал сразу? Потому что у исцеленного человека были эмоции, и он был в состоянии, когда не готов был слушать. Господь со временем встречается с этим человеком. Он уже успокоился и у него новая жизнь, готов услышать. Затем этот парень пошел и объявил всем что это Иисус, потому что они уже познакомились.

Напомню, что мы читаем с вами Евангелие от Иоанна. Все предыдущие Евангелисты: Матвей, Марк, Лука писали больше о том, что Иисус Христос делал. Иоанн Богослов, он был моложе, ему важно было передать нам, что Иисус Христос говорил, то есть то, что Иоанн услышал. Обратите внимание на диалог.

И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Представляете, как на христиан смотрят евреи. Мы сначала рабы Божьи, потом наемники, потом дети Божьи, но в идеале друзья. Христос для нас должен быть как друг.

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. В завершение проповеди про детей и про родителей. Дети учатся у родителей от того, что видят, а не то что слышат. Что Иисус Христос говорит? Отец мой до ныне творит, и я творю. Понимаете?! Поэтому вопрос для нас, для христиан, в следовании очень важен. Особенно на примере разговоров, которые есть в Евангелие.

Мораль сегодняшней проповеди.

Мы ждем, что Господь придет и вмешается в нашу жизнь, пошлет того, кто нам поможет. Господь посылает нам этого человека. Но если Иисуса Христа распяли, то что уже говорить про простого христианина, который хочет присутствовать рядом с тобой, когда тебе в жизни непросто. Важно, чтобы мы не предавали этого человека.

Аминь.

прот. Александр Чорней
23 мая 2021