Крестовоздвиженский храм

Проповедь в неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Гал., 200 зач., I, 11-19. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Мф., 4 зач., II, 13-23. Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Хочу сегодня обратить ваше внимание на Иосифа, которого в этот день вспоминает церковь, празднует и чтит как Праведника. Как я говорил на прошлых проповедях, Иосиф был примером мужественности, и примером отцовским, потому что этот человек был в преклонном возрасте, и понимал, что не увидит, как его сын вырастет, женится, дом построит, детей вырастит. Он знал, что он до этого не доживет. И поэтому задача Иосифа как отца, за то время, которое у него оставалось, научить сына всему что умеет, всему что он знает, и дать ему всю свою любовь отцовскую, так что это важный пример отцовства и мужественности. 

Я уже на прошлых проповедях задавал вопрос, который мы должны задать себе в эти рождественские дни: Какую веру должен иметь человек, чтобы поверить ангелу, который приходит во сне, и как понять в какие сны мы можем верить? Для меня, как для Христианина, ответ очень простой – всё зависит от того, на что я опираюсь, когда мне что-то приснилось. Смотрю я на это через Евангелие, или я смотрю на это через какие-то другие вещи. И это важно, потому что сны – это важная часть человеческой природы и отношений с Богом. Потому что, если вы почитаете Ветхий Завет и начало Нового Завета, Господь часто говорит с пророками и избранниками через сны. Вот только способны ли мы увидеть иди услышать в этих событиях голос Божий? Конечно, если мы опираемся на Евангелие, то мы можем понять, почему это всё происходит. Если же мы опираемся на что-то другое, то это будет, наверное, чревато чем-то нездоровым.

Следующее, на что я хотел обратить внимание, это то, какую же уверенность нужно иметь, чтобы принять сложное решение и довериться голосу ангела? И я хотел бы сейчас прокомментировать апостольское чтение, которое мы сегодня слышали, потому что Апостол Павел, когда встретил Бога, сказал так: возвещаю вам братия, что Евангелие (Благая Весть) которую я благовествовал, не человеческое, потому что я принял это и научился не от человека, но через Откровение Иисуса Христа. Что такое Откровение? Это когда Господь нам открывается. И я хотел бы привести в пример события, которые произошли при строительстве Вавилонской Башни. Если сказать в двух словах, Господь смешал языки своим присутствием. Как он это сделал, я вдаваться в подробности не буду, там есть значение слова язык — «софа», «лашон», внутренний язык, внешний язык, губы, а в Библии на русский все переведено просто как язык. Так вот Господь перемешивает языки Своим присутствием. То есть, когда Бог приближается к людям, человек открывает в себе свою природу в полноте, открывает свои таланты, начинает об этом говорить, пытается это выразить и служить ближним. Поэтому Господь своим присутствием просто открыл то необычное, что было в человеке.

Присутствие Бога в жизни каждого человека раскрывает его индивидуальность. То есть для Бога очень важно, чтобы вся разность, отличия каждого из нас были в единстве. И поэтому, когда мы начинаем объединяться, говоря сколько у нас много общего, как мы все похожи, это неправильно. Первое с чего мы должны объединиться – увидеть какие мы все разные. У всех нас разная внешность, разный рост, вес. И даже если мы чем-то похожи, даже если мы близнецы, мы все равно разные. И это очень важно, сначала увидеть разность друг друга, а потом задать вопрос – как мы, такие разные, можем друг другу помогать и взаимодействовать? По такому принципу объединения не было у строители Вавилонской башни, там идея была другая. Поэтому Господь просто приблизился к ним и раскрыл ту природу, которая была в каждом, и люди увидели неповторимость свою внутреннюю, и идея строительство башни провалилась.

Зачем я это рассказываю? Апостол Павел был человеком образованным и ревностным. На пути в Дамаск у него было видение – он увидел яркий свет, его ослепило, он упал с лошади… И вот, он встретился с Богом. И после этой встречи, мы не знаем сколько она длилась, секунды, минуты или часы, но мы знаем, что он ослеп и его Господь отправил к христианину, который его исцелил. Но всё это время, пока Апостол Павел был физически слепой, он о чём-то размышлял, наверное, у него были какие-то разговоры с Богом, и вот, он говорит, что Евангелие, Благую Весть, которую он получил, она не от людей. Это Откровение, то есть ему открылся Иисус Христос.

Теперь смотрите, зачем я об этом так долго рассказываю. Потом он говорит: «Когда Бог, избравший меня от утробы матери моей, призвавший Благодатью Своей, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал язычникам» т.е. проповедовал иноверцам. Далее апостол продолжает: «Я не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам. А пошёл в Аравию и опять возвратился в Дамаск». Смотрите, когда у человека случается встреча с Богом, он обретает уверенность и ему не нужно ничего подтверждать. Апостол Павел говорит: «когда открылся во мне Христос, когда Господь благодатью Своею открыл мне Сына Своего чтобы я проповедовал», то всё, апостол пошёл проповедовать и не пошел советоваться с другими апостолами. Он был полностью уверен в своем пути.

Дальше он говорит: «потом, спустя три года я ходил в Иерусалим увидеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать, другого из апостол я не видел никого, кроме Якова, брата Господня.», то есть он три года проповедовал Христа, который ему открылся явно, и спустя три года он встретился с Петром, а Петр для других апостолов был первым среди равных, и пробыл у него пятнадцать дней. К чему это? Когда мы верим в одно – мы объединяемся. В чем заключается объединение христиан? Если мы все ищем Бога, ищем ответы на одни вопросы, мы становимся ближе друг к другу. И так строится община. Не по признаку «давайте жить дружно», а по признаку «Где Бог? Где Господь присутствует в моей жизни? Как Он мне открывается? Что Он мне хочет говорить в этих событиях? Чему я должен научится?» И когда ты живешь с этими вопросами и встречаешь людей, которые тоже живут с такими вопросами, тогда формируется община.

И в завершение хотел бы вернуться опять к Иосифу и его уверенности. Опять-таки, нужно спросить у себя, какой уверенностью в Боге, во Христе нужно обладать, чтобы довериться Откровению, чтобы жить по Писанию. То есть для того, чтобы наша жизнь была с Богом, нужно его искать. И человек, который Его ищет, он всегда находит, эта встреча всегда происходит. И когда эта встреча произойдет, поверьте, вам не нужно будет никакого подтверждения, вы будете знать, что Господь просто благословил вас и явно с вами. Аминь

прот. Александр Чорней
10 января 2021