Крестовоздвиженский храм

26 ноября. Свт. Иоанна Златоуста

Святитель Иоанн Златоуст, будущий архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына и мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и, когда будущему святителю исполнилось двадцать лет, крестил его.

Годы спустя, когда скончалась мать святого, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве» – великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав еще несколько трудов. Два года он соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.

Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. А в 386 году, когда Иоанну было почти сорок, он был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святитель оказался блестящим проповедником и за редкий дар богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

Двенадцать лет при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, святой проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические. Святитель Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины архиепископа Константинопольского Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды.

 Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя ярого обличителя. Подвижника ждали опала и изгнание. Находясь в ссылке в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад многочисленными письмами. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус, в Абхазии. Истощенный болезнями святитель Иоанн в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Братья и сестры, какую бы сферу жизни мы ни взяли: Церковь, семья, политика, бизнес, воспитание детей, что угодно – обо всем мы можем найти пространные размышления святителя Иоанна Златоуста. Конечно, он писал не на русском языке и не в современном стиле. Читать его труды тяжело, просто потому, что мы уже мыслим иначе, по-другому строим предложения. Но если справиться с этой трудностью, пересилить себя, то в наследии святителя мы находим удивительную трезвость по всем вопросам нашей жизни.

Вот что писал автор нашей самой часто совершаемой литургии о самом Таинстве Причащения: «Чтобы не любовью только, но и самым делом быть нам членами плоти Христовой, будем причащаться этой плоти. А это бывает чрез пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того Он смешал самого Себя с нами и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это знак самой сильной любви… Будем же отходить от этой трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола, помышляя о нашем Главе и о той любви, какую Он показал к нам…»

Святителю отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!