Крестовоздвиженский храм Херсонской Епархии

В помощь паломнику

Каждый христианин хотя бы раз в жизни должен посетить святые места. Для этого нужно подготовиться молитвой и постом. Особенно полезным является паломничество во время поста, когда верующие очищают свое сердце и совершенствуют душу. Во время поездки нужно смиренно терпеть неудобства, приготовляясь к посещению святых мест. Все труды верующего будут забыты в радости, которую он получит от благодати пребывания в святых местах. Посещение службы Божьей содействует приближению человека к пониманию смысла его жизни. Паломничество это духовная работа христиан, которая способствует очищению души и ее приближению к Богу.

Собираясь в паломническую поездку, первым делом необходимо взять благословение у своего духовника.

Очень хорошо будет, если вы сможете заранее прочитать жития святых, к мощам которых на поклонение вы поедете. Если вы их уже читали – прекрасно, перечитать будет тоже полезно. Не ждите, что вам все расскажут. Конечно, программа поездки предполагает экскурсии, но лучше к встрече подготовиться заранее.

С собой паломнику, кроме личных вещей, необходимо иметь:

Каждый верующий христианин должен иметь нательный крест. Стоит с собой взять молитвенник, пустые бутылки для святой воды, деньги для покупок и подаяния милостыни.

Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно сопряжен с внутренним состоянием. Само благочестие начинается внутри, в душе.

Стремление к чистоте сердечной, естественно, приводит и к внешней опрятности. Смирение и скромность становятся видимы через скромность одежд и кроткое поведение. Тишина душевная приводит человека к тихому разговору, сдержанной жестикуляции и мимике, осторожной речи. Церковный человек стремится во всем — и во внутреннем, и во внешнем — соблюдать меру и порядок. В поведении христианина и его внешнем виде нет случайного, ненужного, лишнего. Знающих прихожан отличает бережное отношение ко всему — свечам, запискам и даже деньгам. Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему. Веками вырабатывался образ православного христианина, по которому его можно узнать издалека. Это образ стал традицией и даже неписаным правилом. ОДЕЖДА должна соответствовать полу. Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами и узким воротом или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги так, чтобы никто не обращал на них внимания. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты, так как не закрывают ног. Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшениям храма. ЧИСТОТА. Телесная чистота обязательна для всех, особенно причащающимся. Волосы у мужчин должны быть аккуратно уложены и связаны (если длинные), чтобы не попадали на святыни, к которым он будет прикасаться; у женщин волосы должны быть под платком. Не приветствуется яркая и обильная косметика, которая вследствие чего оставляет следы на священных предметах, при лобзании их. Не допускается приходить в храм надушенными сильными, вызывающими ароматами.

В каждом монастыре есть правила, по которым живет вся братия монастыря. И главная задача паломника – не нарушить эти правила, не нарушить душевный мир монахов, послушников и трудников. В монастырях не принято громко разговаривать, а тем более кричать. Нужно избегать вольного обращения, смеха, шуток.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Вы приезжаете в монастырь не туристом, не на отдых – вы приезжаете помолиться, потрудиться во Славу Божию, помочь насельникам монастыря своим скромным трудом и просите их молитв.

За стенами монастыря оставляют привычку сквернословить, курить, выпивать. Без ропота принимают те условия, которые предоставляет монастырь.

Перед входом в Храм

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Нужно заметить, что все православные храмы, по древней традиции, сориентированы алтарем на восток — вход напротив алтаря с запада. Встречаются и отклонения, но они обусловлены необходимостью вписаться в городскую застройку или другими причинами. Есть храмы, которые сориентированы с юга на север, но это исключение из общих русских православных правил.

Внутри Храма

Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Не обязательно каждую святую икону целовать, но нужно ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви, за порогом. Миновав паперть, мы входим в храм. Сделав несколько шагов, чтобы не мешать тем, кто входит за Вами, мы поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением. После этого можно подойти к свечному ящику, где продаются свечи, книги, мелкая церковная утварь. Можно поздороваться со знакомыми, обратиться с вопросом к церковнослужителю. Но если вы пришли в храм, когда богослужение уже началось, то здороваться и разговаривать не следует до его окончания. Купив свечи, вы можете поставить их к иконам, но при условии, что к подсвечникам перед ними можно свободно подойти. Если в церкви много народа, то свечи лучше передать, назвав икону, к которой вы хотели бы поставить свечу. Как правило, подсвечник стоит у каждой большой иконы. На аналое, посреди храма, находится икона праздника, на которой изображено празднуемое событие (например, Воскресение Христово) или же святой, память которого совершает Церковь в этот день. В первую очередь, по возможности, подойдите к ней и приложитесь. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершите крестное знамение с поясным поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне. Когда начинается служба, вы должны находиться на том месте, где вам удобно стоять, молиться. Переходить с места на место во время богослужения не следует.

Молитва в Храме

Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой, и вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли. Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться, или к которым хотите приложиться. Тогда вы почувствуете то необходимое духовное настроение, в котором будет легко и благодатно совершать молитву. Постарайтесь, чтобы вы никому не мешали и вам никто не мешал. Не следует бороться за место перед иконами, лучше уступить. Большую часть времени, когда открыт храм, в нем совершается то или иное богослужение, и лучше всего принять в нем молитвенное участие. Полезно приходить в церковь ради богослужения, ибо оно устроено так, что любая наша нужда — духовная или телесная — находит удовлетворение в православном богослужении. Православное богослужение охватывает нашу жизнь целиком: и нашу жизнь в мире, и нашу внутреннюю жизнь, нашу радость и нашу печаль.

В богослужении есть место и для внутренней молитвы, и для молитвы общей. Если позволяет время, никогда не уходите раньше, чем кончится богослужение. Часы, проведенные в храме, всегда вернутся вам сторицею — духовной и телесной пользой. Даже если вы не понимаете языка богослужения, но имеете глубокую внутреннюю необходимость слиться с общим ходом богослужения, быть вместе со всеми молящимися и со священником, оставайтесь в храме, проникайтесь молитвенным настроением, которое в нем живет. Даже стоя в храме в безмолвии, вы своим благоговейным настроением тоже являетесь участником соборной молитвы. В случае, когда, вдруг, непонятным становится содержание молитв или начинают рассеиваться мысли, старайтесь читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»

Подготовка и омовение в святом источнике.

Святой источник примет всех, кто пришел с открытым сердцем и вопрошанием помощи себе и своим близким. Люди, одержимые бесами, либо бесовскими мыслями могут испытать всевозможные неприятные моменты. Хорошо, если перед омовением вы посетите службу, исповедуетесь, причаститесь и попросите благословения на омовение. Очень полезно попоститься с предыдущего дня.

Богу, святому источнику и его святому покровителю не важно вероисповедание пришедшего к нему. Важна Вера в Бога. Возможно, ваш приход на святой источник и будет первым шагом к Богу, к Православной Вере. Св. Иоанн Кронштадский молился в храме за здравие присутствующих рядом мусульман и иудеев, пришедших к нему за помощью, задавая лишь один вопрос: » Веруешь ли ты в Бога?» Он считал, что Господь назначил ему послушание «… молиться за тех, кто будет этого просить». Христос говорил: «Приходящего ко Мне не изжену вон»; «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас», ибо Бог «так возлюбил мир, что послал в мир Сына своего единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». «Но Бог не желает погубить душу и помышляет как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (П.Кор 14;14).

В критические дни для женщин и девушек — возможно только омовение из ведра или окропление водой. Следует воздерживаться от купания в ледяной воде лицам с хроническими сердечнососудистыми заболеваниями — лучше начать с окропления святой водой или омовения из сосуда.

Не следует совершать омовение в святом источнике при острой фазе воспалительных заболеваний — особенно дыхательной системы. Не следует совершать омовение в святом источнике после еды, после приема горячих или горячительных напитков. Эффект купания в этом случае может быть совсем нежелательный. Не следует совершать омовение ради развлечения, чтобы «искупаться» или чтобы «помыться».

Прибыв на святой источник — постарайтесь не мешать тем, кто молится там, набирает воду или совершает омовение. Спокойно дождитесь своей очереди к святому источнику на парковке или на скамье. Также как и вы не мешаете людям, так и вам дадут спокойно совершить все, что вам необходимо. Святой источник — не музей и не магазин, где отвешивают благодать. От того, что вы придете на 10 минут позже, ничего не изменится.

В часовне следует помолиться, сформулировать просьбу или желание, исполнение которого вы бы хотели получить. Возожгите свечу и поставьте ее в песочный подсвечник. Можно сделать небольшое пожертвование (в кружку). Бросать монеты в святой источник не рекомендуется.

Если вы собираетесь совершить омовение, приготовьте тапочки, одно или два полотенца. Вы можете совершать омовение в рубахе для омовения и в платке для женщин и девушек, для мужчин в рубахе для омовения или в футболке (по благословению).

Обувь следует снимать до того, как вы вошли в купель. Воду, оставшуюся на полу после вас, следует собрать тряпкой в ведро (имеется рядом с купелью). Насколько вы уважительно отнесетесь к святому источнику и другим его посетителям, настолько и вы сможете претендовать на исполнение ваших просьб и молитв.

Имейте в виду, что полное омовение с погружением с головой три раза следует совершать только если вы полностью уверены в силе своей молитвы и состоянии своего здоровья. Иначе, можно лишь окунуться без погружения с головой в купель или окатить себя водой из купели. Окунаться в святой источник следует с верою и благоговением и трижды и все три раза с головой. Считается, что бесы сидят на макушке.

Порядок окунания:

первый раз: крестимся Во Имя Отца и ныряем с головой

второй раз: крестимся Во Имя Сына и ныряем с головой

третий раз: крестимся Во Имя Святого Духа и ныряем с головой. Аминь!

Второй вариант: купание «архиерейским» чином:

Три отдельных захода в купель с отдельной молитвой на каждый раз.

Выходя из купели святого источника, следует поблагодарить соответствующего святого и Господа Бога.

Окунаться в святой источник можно хоть каждый день — ограничений здесь нет. Если вы совершаете омовение зимой — обязательно насухо вытрите голову, а затем и все тело. «Геройство» в этом случае неуместно. Если вы купаетесь в теплое время — можете не вытираться — строгих правил для этого нет.

Не следует набирать в купели воду для питья. Не следует привязывать цветные лоскутки на деревья вокруг. Святой источник не любит шума и суеты. Не следует также оставлять в святом месте любые другие следы своего присутствия.

Возможный механизмы воздействия святого источника:

Кроме воздействия непознаваемой разумом Божественной силой, святой источник может иметь несколько описываемых наукой механизмов воздействия:

Вода, как известно, имеет собственную память, обусловленную расположением диполей молекул воды (молекулы с противоположными зарядами на разных концах молекул). Вода, поступающая из глубины имеет «девственно» чистую информационную матрицу. Взаимодействуя с организмом человека, который также имеет свое электромагнитное поле, вода из святого источника смывает слабые «наведенные» электромагнитные поля или электромагнитное поле, возникшее вследствие заболевания. Воздействие чистого собственного поля воды выравнивает электромагнитное поле человека.

Кстати, старинный способ борьбы с недугом или «сглазом» предписывал страждущему перейти вброд, погрузившись по шею, быструю речушку или ручей. Вероятно, механизм воздействия здесь примерно такой же. По этой же причине, после приема ванны, рекомендуется принять душ.

В Дивеевской обители на святом источнике Серафима Саровского ученые проводили эксперимент. У испытуемого при погружении в воду святого источника с головой, на долю секунды останавливается сердце, а потом — после омовения поднимается температура до 40 и более градусов на несколько секунд, что приводит к стимулированию иммунной системы человека. При повторении эксперимента в обычной проруби подобного эффекта получено не было.

При тяжелых недугах в старину советовали омыться в «семи водах». То есть найти и совершить омовении в семи различных святых источниках. Заметное улучшение и кардинальное изменение состояния наступает уже после омовения в 4-м — 5-м святом источнике. Шестое и седьмое омовение закрепляют достигнутый результат. Если вы заметили, что ваш организм «просит» повторить купание в одном из святых источников — прислушайтесь к его требованиям и повторите омовение.

При омовении в семи святых источниках, следует совершать купание в новом источнике не ранее, чем через неделю после предыдущего купания. Необходимо дать организму время для адаптации (перенастройки).

По окончании паломнической поездки всегда радостно посмотреть фотографии, сделанные самими паломниками, увидеть лица, ставшие родными за поездку. Но фотографируя, следует помнить, что святыня – будь, то храм или, поклонный крест, или икона на стене храма – не фон для паломников. Поклонение святыне – это цель поездки, поэтому и фотографии должны быть сделаны с благоговением. Фотографирование купания в святых источниках тоже не самое благочестивое занятие. Вот икону над купелью – пожалуйста.

В паломнической поездке недопустимо: распитие спиртных напитков; игра азартные игры; грубость и нецензурная брань; нельзя петь и слушать недуховную музыку.

В помощь паломнику
Оцените эту статью