Крестовоздвиженский храм

Проповедь в неделю 34-ю по пятидесятние

Кол., 258 зач., III, 12-16. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Лк., 91 зач., XVIII, 18-27. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Мы приближаемся к Великому посту и по воскресениям начинают читать особые Евангельские места. Сегодня мы с вами слышали у Евангелиста Луки такую историю. Когда один человек задал Иисусу вопрос, что мне делать чтобы наследовать жизнь вечную? Перед тем как был задан этот вопрос, Иисус Христос говорил такие слова: «Истину говорю вам, кто не примет Царство Божие как дитя, тот не войдет в него». И сразу же появляется человек, который хочет прояснить ситуацию, потому что он прилагает много усилий в духовной сфере, и говорит: «Учитель благий, что мне делать чтобы унаследовать жизнь вечную?» Иисус говорит ему: «Что ты называешь меня благим, никто не благ, как только один Бог.» К сожалению, в этом разговоре не совсем понятно, какую интонацию использовали говорящие. Но если внимательно посидеть в тишине, помолчать, остановить мысли, и представить себе эту ситуацию, то скорее всего выглядело это так. Был кто-то, кто знал писания, кто занимался разными хорошими делами, и услышав, что сложно войти в Царство Божие если не воспримешь его как ребенок, решил сразу же прояснить этот вопрос, потому что в чём смысл жизни, если чтобы ты ни делал у тебя ничего не получится. А Господь явно сказал слова о духовной жизни, которые задели этого человека за живое.

И вот он говорит: «Учитель благий». И, скорее всего, говорит это с такой интонацией, как мы иногда говорим кому-то, кого не особо и уважаем, но хотим его на словах превознести, этакое лицемерие проявляем. И он говорит: «учитель благий, скажи мне пожалуйста…» И тут Иисус сразу его осадил. Он говорит: «никто не благ, только Бог.» Ты давай по делу, не надо тут демагогий. И дальше Господь говорит, что мол ты знаешь заповеди, и начинает перечислять их. Интересно, какие заповеди перечислял Иисус Христос. Ведь скорей всего Господь не дал бы ему соврать, Он же про всех всё знает. И вот Он говорит — не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. То есть перечисляет заповеди, которые были знакомы этому человеку, и, скорее всего, этот человек соблюдал их. И Христос говорит, ну да, вот соблюдай заповеди, и всё будет. Этот человек отвечает, что всё это, сохранил я от юности, все заповеди, и, наверное, так и было. Понятно, что Иисус Христос не просто так ему это говорит. Он пытается его вывести на суть, на смысл его жизни и на смысл призвания. И Христос говорит, что еще одного тебе не хватает, всё что ты делал хорошо, но еще одно самое важное – всё что имеешь продай, раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи следуй за мной. И юноша, услышав это, опечалился, потому что был очень богат.

И тут я хотел бы прояснить одну вещь. Смотрите, заповеди, которые перечислил Христос, я так думаю, и это видно из текста, этот человек соблюдал. Соблюдая заповеди, Господь его благословлял – он был материально богат, он был состоятельный. Смотрите, мы видим взаимосвязь, когда мы живём по закону Божьему, мы видим, что Господь Благословляет и нашу материальную жизнь, материальный достаток. Но для чего нам эти материальные блага, зачем нам это даёт Господь? А всё это ради одного.

Что нам сегодня Апостол Павел говорит? Апостол Павел говорит такие слова: «И всё что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через него Бога и Отца.» (Кол. 3:17) Про что это? Всё что мы делаем, делаем только для одного, для того чтобы прославилась Имя Божье. И тут я хочу вам секретную молитву свою рассказать. Когда у меня в жизни возникают сложные обстоятельства, непростые разговоры, встречи, собрания, перед всеми такими встречами я говорю только одно – Господи пусть в этом разговоре прославится Твоё Имя, пусть в этой встрече прославится Твоё Имя, пусть в этих событиях прославится Твоё Имя. Всё, давление падает, сердце бьётся в обычном ритме, а почему? Потому что в этот момент я иду туда, как представитель понятно Кого. Потому что моя цель теперь не оправдаться, не осудить, не отомстить, а прояснить и прославить Бога. Это вообще другой настрой, другое состояние и другой разговор, и беседа сразу начинает приобретать другой смысл.

В каких ситуациях мы можем это применять? Апостол Павел говорит – всё что делаете. То есть представьте, вы идёте завтра на работу, какой бы она ни была, и говорите – Господи, пусть сегодня в моей работе прославится Имя Твоё. И никто об этом даже не узнает, но внутренне ваше состояние, вот эта сила молитвы, вашей веры преобразит все ваши дела. Представьте, что вы руководитель и хотели бы кого-то поругать, а вы говорите – Господи пусть в этом дисциплинарном разговоре прославится Твоё Имя. И тогда вы уже не ругаете, а тогда вы уже проповедуете, понимаете? И тогда Господь кладёт на сердце нужные вам слова, приводит вас к нужному состоянию. Важно только, чтоб это было наше искрение желание. Это не значит, что, если сразу не получится искренне, значит нет смысла это говорить, такой молитвой молиться. Нет, наоборот, нужно тренироваться. В том числе для этого придумали чётки, разные духовные упражнения, для того, чтоб мы это сначала проговаривали на словах, а потом это станет частью нашей жизни. И потом в какой-то момент, люди смотрят на вас и у них возникает какое-то странное ощущение, им хочется с вами общаться. И никто не может понять, что происходит. А вы знаете, в чем дело, потому что вы – с Богом, молитесь и прославляете Его Имя.

И дальше Иисус Христос говорит: «как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие», и потом эта поговорка, что удобнее верблюду войти в игольное ухо, чем богатому в Царство Божие. Вы все скорее всего знаете, что это не про швейную иголку, а это были дополнительный очень узкий проход в город Иерусалим, и когда на ночь основные ворота закрывали, в город можно было пройти, скорее даже протиснуться бочком через так называемое игольное ухо. И Господь говорит, что проще в эту калиточку пройти верблюду, чем богатому в Царство Божие.

И тогда люди, которые это слышали, спросили – кто же может спастись? И Иисус ответил – невозможное людям возможно Богу. И теперь вспомните – если я живу с мыслями и молитвами, чтобы прославилось Имя Божие, то Господь однозначно на меня смотрит. Конечно, он на всех смотрит, а на меня пристально смотрит.
Вернемся к Евангелию. После всего этого, апостол Петр, самый смелый и храбрый, помните мы об этом говорили? Он все это слушает и говорит Иисусу – хорошо, вот мы оставили все и последовали за Тобой. И Господь ему отвечает: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.» (Лк. 18:29-30).

И что мы видим? Апостолы ходили за Иисусом, учились, а потом как начали проповедовать, что по всему миру христианство распространилось. И апостол Павел, единственный, кто отличался от всех, и только он один говорил о том, что это непросто. Когда ты приходишь в какое-то место, какой-то город, проповедуешь, создаётся Церковь, община, ты находишь людей, которые могут этим руководить, проповедовать, а потом идёшь дальше и начинаешь всё сначала. И так каждый раз — новый город, новые люди, всегда что-то новое, новое начало. И Христос говорит, что нет никого кто оставил бы семью и имущество ради Царствия Божьего и не получил бы гораздо более в сие время.

Огромная ошибка некоторых людей, с которыми мне приходится встречаться в нашей Православной Канонической Церкви. Люди говорят, что они готовятся к тому, что будет там в вечности. А эту жизнь они не ставят во внимание. И получается, что это большая ошибка, так как Господь говорит – в это время уже получите. То есть, если вы начнёте жить со мной сегодня, сейчас, то вы и сейчас получите, и в будущем веке тоже соберёте. И это важно. Это показывает, насколько взаимосвязана духовная жизнь с нашим достатком и нашим материальным положением.

И последнее, что я сегодня хотел рассказать. Есть специфический подход у каждого народа, каждой культуры к мышлению. Христос был евреем, проповедовал для евреев, а потом христианство начало проповедоваться для других народов. Свои не приняли, и Он пошел к тем, кто Его принял. Христос, когда посылает апостолов на проповедь, говорит – идите прежде к погибшим овцам дома израилева, а потом все остальные. И мы знаем, что когда христианство начало распространяться, разные культуры и народы, которые восприняли Евангелие, начали пересказывать и проповедовать суть истины из своей культурной способности мировосприятия. Но всегда есть специфический взгляд каждого народа и каждой культуры на Божественное Откровение. И у греков подход такой – есть Небо и есть Земля. Вы, наверное, помните из греческой мифологии, что есть какие-то боги, у них там какие-то разборки, иногда они людей в это вмешивают. Есть они, и есть мы, и каких-то особых связей между небом и землей нет.

Еврейское мышление, оно другое. Если вы, например, почитаете историю про Авраама, он говорил – я верю в Бога неба и земли. То есть Бог и неба, и земли. Он с неба и на земле решает вопросы. Здесь взаимосвязь есть. И мы должны вот о чем подумать – разделяя духовный и материальный мир, мы теряем очень важный смысл Священного Писания, который дается еще в первой книге Бытия, где описывается сотворение мира. И когда с Иисусом Христом говорят о Его Отце, Он говорит так – Бог есть Дух. Теперь смотрите, если Бог есть Дух, и Он своим Словом творит материальный мир, значит все материальное имеет начало в Духе Божием. Я до конца сам не понимаю, как это, но я это прочел и осознал, насколько смог, и это легло мне на сердце.

Поэтому очень важно на сегодняшний день для нас не разделять одно с другим, а увидеть, как Бог, будучи Духом создал этот мир, создал человека, который в высшей степени реализации своего призвания должен обожиться, преобразиться, вырасти в образ и подобие Бога. Представляете к чему призвана человеческая природа в высшей степени своего призвания? И это возможно только тогда, когда мы увидим не разделение, а мы увидим эту взаимосвязь.

Юноша был праведником, соблюдающим заповеди, но не смог использовать весь свой ресурс чтобы прославить Бога, поэтому ушел опечаленный. Дорогие братья и сестры, призываю вас использовать все свои средства чтобы прославить имя Божье. Дай Бог чтобы ничего из вашего имущества не стало грузом, который затягивает вас в глубину небытия.
Аминь.

прот. Александр Чорней
31 января 2021