Крестовоздвиженский храм

Проповедь на праздник Сретения

Лк., 7 зач., II, 22-40 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву,принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Сегодня праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. И мы слышали историю, о том, как младенца Иисуса, его родители принесли в Храм, как полагалось по обычаю иудейскому, чтобы посвятить Богу.

Интересно, что из опыта общения с некоторыми людьми, бывало так, что родившийся в семье первенец вызывает желание посвятить его, ребенка, Богу. Более того бывает так, что мать, которая носит ребенка у себя под сердцем, уже интуитивно молится, может быть, редко посещает Храм, может быть не знает заповедей, может быть никогда не читала Писания, но интуитивно есть желание чтобы Господь сохранил ребёнка и мать как бы посвящает его Богу.

И мы видим, что есть иудейская традиция, посвящать ребёнка Господу, которой следовали родители Иисуса Христа.

Что происходит дальше? Когда Мария и Иосиф приносят Иисуса в Храм, их встречает старец Праведный Семён. Я хочу сказать несколько слов сказать об этом человеке. Это был непросто старичке который был при Храме, это был профессор, он был один из 70-ти переводчиков священного писания на греческий язык, этот перевод сегодня называется, «Септуагинта»  Что переводится как «перевод 70-ти». И поэтому переводу мы в семинарии изучаем священное писание. То есть Симеон (Шимон), это был профессор, он знал почему он верит в Бога, осознано служил при Храме. И мы слышали сегодня из священного писания, о том, как Дух Святой, сказал ему, что он не увидит смерти, пока своими глазами не увидит Христа Господня. Хочу обратить ваше внимание, что Христос означает это не крест, крест — это крест, а Христос означает Помазанник. И по вдохновению св. Духа Симеон пришел в Храм, когда родители принесли Иисуса для посвящения Господу по иудейской традиции. И взявши на руки этого младенца, Симеон сказал такие слова, мы очень часто их можем слышать на Богослужение, они поются перед тем, как читается «Трисвятое по Отче наш», на Литургии мы можем часто слышать как поются эти слова: «Ныне отпускаешь Раба твоего Владыка, по слову Твоему, с миром». Другими словами: «Наконец-то. Господи ты меня отпускаешь». Куда Господь отпускает Праведного Семёна? Он говорит, наконец-то. Господи я могу умереть. Потому что по преданию, мы знаем, что

Праведный Сёмен жил около 300-сот лет, перед тем как встретил младенца Иисуса Христа. Видели ли вы когда-то человека которому 100 лет? Мне приходилось  причащать такого человека, еще когда отец Дмитрий — мой отец был жив. Он меня часто брал с собой, и однажды мы причащали  старичка, которому было 99 лет. Потом было 100 лет мы его причащали, у него было хрупкое тело, но он был при памяти. Ему было тяжело садится для того, чтобы принять причастие, но он садился. Ему было тяжело двигаться, потому что в 100 лет это не просто. Некоторым в 30 лет бывает тяжело дышать. По преданию Праведный Сёмен очень долго жил, и с одной стороны человек долго живёт, но с другой стороны когда тело не предназначено для такого длительного использования это непросто. Встретивши младенца, старец сказал: «Господи наконец-то я с миром могу умереть. Потому что видят глаза мои спасение Израиля».

Другие важные слова, которые Праведный Сёмен сказал родителям Иисуса Христа, Иосифу  и Марии: «Благословил их Сёмен, и сказал Марии матери его, Се лежит сей нападение, и восстание многих, в Израиле, и в предмет пререканий». Мы знаем, что в священном писании Иисус Христос как-то сказал: «Не щит я принёс в этот мир, но меч».  И на сегодняшний день, слово Божье действительно стало мечом, но это не тот меч, который уничтожает, это тот меч, который отделяет — отделяет грешников от праведников. И Марии Семён сказал ещё такие слова: «И тебе самой оружие пройдёт душу. Да откроются помышление многих сердец».

Что имел ввиду Праведный Симион? Святые отцы Церкви говорят о том, что, когда истина приближается к человеку, открываются все помышление, и все намерение в сердце каждого из нас становятся явными. Настоящее покаяние, настоящее исповедь, приходит только тогда, когда человек во-первых ищет Истину, ищет Бога, изучает писание, применяет это, проверяет применяя. 

Вспомните тот день, когда вдруг, вы узнали о себе что-то о чём даже никогда не догадывались, и это не всегда какие-то приятные вещи

Кто может помочь нам в этот момент?

Первый кто может нам с вами помочь в этом деле, это тот человек, который является нашим духовником — авторитетом. Интересно что, некоторые люди, забывают или не знают смысл духовничества. Духовник — это тот, кто поворачивает меня, ко мне лицом. Что это значит? Это значит что он тот который говорит про меня правду. Но говорит её с любовью. Говорит про меня мне правду, но не с целью чтобы меня, оскорбить, унизить, а говорит с целью прояснить, чтобы я увидел себя настоящего. И то состояние, с которым он это говорит, оно должно быть любовь.

Очень здорово, когда у нас с вами есть такой авторитет, который может нам сказать правду о нас, при этом так её сказать, чтобы эта «горькая правда», своей горечью не захлебнула нас, а наоборот прояснила нам какие-то вещи, какие-то уголки в нашем сердце, в нашей душе, которые мы, делали вид что не замечали. Но мы то знаем все свои грехи, каждый человек знает свои грехи. И если, очень долго беседовать с кем-то на исповеди то все оправдания превращаются в признание.

Если человек будет долго работать над собой, то все оправдания своих поступков он превратит в признания и это своего рода победа.

Сегодня еще важно сказать о том, как Господь выявляет особенных людей в Церкви. Мы сегодня говорим о сыне Божьем о Иисусе Христе которого младенцем принесли в храм, и мы видим из писания, о том, как при Храме была Пророчица Анна. Написано она была вдовой 84х лет и она служила при Храме Богу днём и ночью. Зачем священное писание говорит нам об этой Анне Пророчице? Когда человек посвящает свою жизнь Богу, когда человек служит Богу, Господь открывает ему свой промысел. Когда человек посвящает свою жизнь служению Богу, Господь открывает ему свой промысел.

Как это про нас сегодня, и что значит служение богу?

Почистить подсвечники в Храме, по пылесосить, пыль вытереть, окна протереть, это и есть служение Богу. Потому что мы создаем комфорт в этом месте, для того чтобы нам же было приятно здесь молится. 

И была женщина, которая служила при Храме, написано постом и молитвой. Но в священном писании не написано, что она где-то помогала прибраться, что она где-то помогала кого-то подменить, поддержать, подстраховать, спросить у священника чем помочь?  И посвящая свою жизнь Богу, при этом, она постилась, и молилась, Господь открыл ей кто такой Иисус Христос. И мы с вами можем пройти подобный путь. 

Еще хочу сказать о Апостольском чтении, послание к Евреем которое сегодня читалось, 7 глава, 7 стих. Без всякого же прекословия, меньший благословляется большим.

Скажите, как вы думаете, что это значит? Что Апостол Павел хотел показать нам, и почему он пересказывает историю, которая произошла с Авраамом и Милхиседеком? Дело в том, что Авраам был тот человек, с которым Господь говорил, представьте. И он встречает священника на пути домой, и даёт ему 10 часть от всего что на тот момент у него было, и принимает от него благословение. Человек, который говорил с Богом, принимает благословение, от священника которого встречает на своём пути, не стоит вопрос возраста. Когда Апостол Павел говорит, меньший благословляется большим. Больший имеется в виду не в возрасте от рождения, а в том состоянии духа, который имеет человек.

И как это про нас сегодня?

Апостол Павел сегодня в своем послании говорит нам и другие важные вещи. Он говорит, что, «с переменой священства 12 стих., необходимо быть перемене и закона».

О чем говорит Апостол Павел?

Дело в том, что, когда Христос достиг возраста, когда он мог проповедовать в Синагоге, и когда он начал делать, то, что он начал делать, свои чудеса, Он еще и начал дополнять закон.

Как дополнять?

Я хочу привести только один пример и процитировать Иисуса Христа. Он сказал так: «Написано древними не убей, а я говорю вам, кто скажет брату своему, рака(дурак)» — как мы обычно оскорбляем друг друга? — «тот повинен суду». Христос приравнивает физическое убийство, с убийством словом. Он говорит, сказано не убей, а я вам говорю, кто скажет человеку что-то, что его оскорбит, уже повинен суду. И мы знаем, что есть такое выражение, что слово может убить. Так вот о какой перемене закона говорит Апостол Павел? Апостол Павел говорит о глубине тех смыслов, которые заложены в священном писании. И с приходом Иисуса Христа, нам нужно погрузится еще глубже в священное писание, чтобы оно пропитало нас, полностью изнутри.

И тот закон, о котором говорит Апостол Павел, это закон глубины, это не закон технических действий, а закон сути и смысла.

Дорогие братья и сёстры сегодня, я в этот праздник Сретения, говоря о духовнике-авторитете, который поворачивает нас к себе лицом, напомню, что Сретенье переводится как встреча. Сегодня в этот праздник, я желаю, чтобы каждый из вас, по пути домой из этого Храма встретился с самим собою, признался себе во всех вещах, которые вы оправдывали, чтобы каждый из вас по пути домой, познакомился с собой настоящим. Когда вы с собой познакомитесь не огорчайтесь и не расстраивайтесь, потому что вы всегда можете прийти к Богу, вы всегда можете прийти в этот Храм, где вас выслушают, вы всегда можете прийти к священнику, который готов с вами рядом, пройти ваш духовный путь. Аминь.

прот. Александр Чорней
15 февраля 2021