Крестовоздвиженский храм

Прокопий Херсонский

01_prokopiyПрокопий Херсонский (25.12.1877, Кузнецк Томской губ. – 23.11.1937, Турткуль) Петр Семенович Титов, сын священника, окончил семинарию в Томске, духовную академию в Казани, 21.08.1901 принял монашество в Успенском монастыре Уфы и пять лет преподавал в церковно-учительской школе, потом в Иркутской семинарии, с 1909 по 1914 г. в Житомире, уже как архимандрит. 30 августа 1914 г. Был назначен викарием Херсоно-Одесской епархии с титулом Елисаветградский. Уже после революции, в 1921 г. он стал епископом Одесским и Херсонским. Первый раз его судили в Одессе 26.8.1923, обвинив в поддержке белогвардейцев во время гражданской войны, приговорили к расстрелу и заменили казнь высылкой из Украины в Москву.

В январе 1925 г. он был освобождён и приехал в Москву, где стал членом Синода. Через три месяца ему пришлось отпевать патр. Тихона. 19.11.1925 его арестовали и на три года отправили на Соловки, а потом еще на три года под Тобольск. Титов участвовал в создании «Соловецкого послания»: епископы протестовали против курса «лояльности» к советской диктатуре, который взял митр. Сергий Страгородский. Некоторое время вл. Прокопий был старшим среди «соловецких» епископов.

За отказ «сотрудничать» Сергий Страгородский отправил его «на покой» в 1928 г., после чего митр. Петра опять арестовали, точь в точь, как бывало в то время, когда большевики «ставили» на обновленцев (и тогда Сергий Страгородский был среди обновленцев): сперва церковное наказание, потом светское. 30.07.1931 его вновь арестовали. На допросах епископ говорил более чем откровенно:

«Проводимая политика со стороны существующего политического строя по отношению к религии стесняет церковно-религиозную деятельность, в чрезвычайно тяжелые условия ставит духовенство, обременяет налогами, [производит] ограничение церковных процессий, закрытие храмов при наличии небольшой группы верующих <…>; срок ссылки духовенству неопределенный <…>; к нам, духовенству, власть относится по-иному, нежели к другим ссыльным».

Власти больше всего хотели, чтобы еп. Прокопий поддержал угодного им митр. Сергия; Титов отвечал: «Я никогда не давал херсонцам совета не иметь общения с митрополитом Сергием, напротив, сдерживал их в этом отношении». При этом как раз еп. Пётр более думал о благе народа, чем «советы» и говорил:

«Возьмите сейчас коммуны, колхозы. Почему они бывают неудачные? Да потому, что туда попадают лодыри, тунеядцы и всякий сброд. А возьмите монастыри, в них много общего с коммунами… Можно строить колхозы, но не притеснять религию, а в результате такого враждебного отношения к религии и рождаются их колхозы-коммуны. Если бы веру оставили в покое и власть не обращала бы внимания на нее, было бы лучше. Когда народ стал бы культурнее, грамотнее, он сам бы определил, нужна ему вера или нет; и сам бы по себе культурный народ у религии стал бы относится по-иному, и новым начинаниям она нисколько не помешала».

На этот раз его приговорили к ссылке в Казахстан на 3 г. В ссылке он заболел малярией. После освобождения он поселился в Камышине у о. Иоанна Скадовского, и тут был арестован в конце 1934 г. Его выслали в Турткуль (Каракалпакия). Здесь он был арестован в последний раз, 26.08.1937. На допросах еп. Прокопий объяснял, почему критиковал обновленцев:

«Свои разногласия с духовенством обновленческой ориентации я мотивировал тем, что последователи этих ориентаций нарушили церковные каноны и содействовали антицерковной политике советской власти».

Очевидно, что при такой позиции он был против и митр. Сергия Страгородского, тогда возглавлявшего «легальную» Церковь. 23 ноября 1937 г., был расстрелян вместе со своим другом и сподвижником Иоанном Скадовским. Биография написана Николаем Доненко (http://www.zaistinu.ru/ukraine/church/prokopiy.shtml), Память 10/23 ноября. Канонизирован украинским экзархатом МП в 1996, МП в 2000.