Крестовоздвиженский храм

Петров пост

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Петров или Апостольский пост, в память о двух самых почитаемых апостолов — Петра и Павла.

Установление Петрова поста относится к самому началу истории Православной Церкви.

О нем упоминается еще в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь».

Несмотря на это Петров пост стал широко известен только в первой половине IV столетия. Отсутствие точных исторических данных не позволяет достоверно воспроизвести всю историю его распространения в древней Церкви. Согласно Священному Преданию этот пост был установлен, как обще-соблюдаемый во время правления византийского императора святого Константина Великого. В Константинополе был построен храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. Высокий авторитет самых близких учеников Христа способствовал тому, что практика Апостольского поста вошла в богослужебную жизнь всех Православных Поместных Церквей и соблюдается до наших дней.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Христиане не постятся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывет с нами. Не постятся, потому что Христос сказал: «можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34)». Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся. Постимся после Пятидесятницы. Вот, что по этому поводу писал Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы проводили его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви… Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божий можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом». Так Св. Лев Великий раскрывает суть Петрова поста.

Начало Петрова поста зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы. Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Устав каждой Поместной Православной Церкви немного отличается. Так, согласно уставу Русской православной церкви рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням, а по понедельникам, средам и пятницам следует воздерживаться также от вина и масла. Однако на практике мирянам разрешается есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы. Сам день праздника в честь святых апостолов Петра и Павла не является частью поста. Однако праздничный день, выпавший на среду или пятницу, также является постным. В этом случае лишь послабляется (по сравнению с уставной для среды и пятницы в период летнего «мясоеда») степень строгости поста: на трапезе позволяется употребление растительного масла и рыбы.

В Болгарской Православной Церкви разрешается употреблять в пищу морепродукты, а от рыбы следует воздерживаться только по средам и пятницам.

Если русский паломник попадет в сербский или греческий монастырь, его могут удивить наличие рыбных блюд и морепродуктов за трапезой. Действительно, климат и близость к морю южнославянских народов наложили свой отпечаток на местные церковные традиции: уставы Сербской и Греческой православных церквей в этом отношении более просты и позволяют есть рыбу, морепродукты и вино. В Греции даже разрешаются молочные продукты и яйца.

Монастырский устав в Сербии во время этого не столь строгого поста не отличается от устава для мирян. Также в отличие от Русской Церкви, где устав един для всех монастырей, сербские монастыри наделены автономией и могут вводить свои собственные правила.

Период поста — благоприятное время, когда каждый верующий должен переосмыслить свое духовное состояние: свои поступки, отношения с Богом и другими людьми. Пост, согласно учению Церкви, неотъемлемо связан с молитвой и покаянием, только с помощью которых возможно искоренение наших страстей.

Дьякон Андрей Шмелев